«Челябинск-2» был создан в январе на базе «Челябинска-М» и заявлен в LEON-Вторую лигу Б. Сначала молодым ребятам было непросто адаптироваться, но со временем команда привыкла к новом скоростям и начала набирать очки. Важную роль в адаптации талантливой челябинской молодежи играет Никита Зырянов – легенда клуба. За основной «Челябинск» он провёл 12 сезонов, потом успел поиграть во Владивостоке, а теперь вернулся в родной город. Мы поговорили с Никитой о начале его карьеры, продолжительном периоде в «Челябинске», интересной роли в «двойке» нашего клуба, а также дальнейших карьерных планах и многом другом.
- Ты родился в Челябинске. Расскажи, в какой футбольной школе начал заниматься футболом?
- Начал я свой футбольный путь в клубе «Металлург» в Металлургическом районе, где так же была и команда ЧМС. Сейчас их объединили в одну – «Метар». Тренировались на стадионе, принадлежавшем заводу, который выделял нам форму.
Какой был следующий этап?
- После «Металлурга» поехал в Волгоград в Училище олимпийского резерва и пробыл в нем полгода. Недолгим период получился, потому как для продолжения нахождения там требовалось окончание восьми классов школы, а я восьмой класс не заканчивал. Пришлось возвращаться в Челябинск, где я уже пошел в «Сигнал».
Сколько времени провел в «Сигнале»?
- Занимался до 16 лет, после чего уехал в Академию имени Юрия Коноплёва в Тольятти. Провел там три года и вновь вернулся в Челябинск.
С какими тренерами поработал за всё это время?
- В детстве – в «Металлурге» – начинал под руководством Наконечного Андрея Анатольевича, который поставил мне технику. Он, кстати, сначала не хотел меня брать – когда я пришел, набирались только ребята 1990-го года, то есть они были на три года старше меня. Но первый раз позанимался с ними, и Андрей Анатольевич меня оставил. Потом оказалось – что его знал мой отец. Они вместе играли в футбол.
За младшие года не играл в тот период?
- Нет, за младшие не приходилось. Потом со временем начал выступать уже за свой год, но и со старшими продолжал играть. Даже с 1986-м и 1987-м тренировался.
То есть, с мужиками, которые на 6-7 лет старше тебя? А как проходила адаптация?
- Да, на фоне них я, конечно, был маленьким. С утра приходил, приносил мячи, вечером уходил, уносил, весь день там проводил. А адаптация прошла нормально, ко мне хорошо относились. Тем более мы все с одного района были, занимались спортом.
Продолжим про тренеров. С кем работал потом?
- В «Металлург» затем пришёл Аксёнов Виталий Сергеевич, какое-то время поработали с ним. В «Сигнале» играл под руководством сначала Мамонтова Михаила Фёдоровича, а следом – Ананьева Алексея Геннадьевича.
А в Тольятти?
- По своему 1993-му году работал с Чеснакасом Сергеем Петрасовичем и Родькиным Игорем Николаевичем. Также отметить хочу Игоря Витальевича Осинькина, который сейчас возглавил «Сочи». Он меня брал на три сбора с главной командой, которая играла тогда в ПФЛ. Игорь Витальевич дал мне очень многое, учил, как действовать на поле, как вообще думать, как открываться. Кстати, некоторые из тех, кто играл тогда под его руководством в «Академии», выступают в РПЛ. Все тренировки у Игоря Витальевича строились через игру низом, перед их началом он часто показывал видео с занятий «Барселоны».
А по выступлениям за свой год какие воспоминания?
- Там вообще было много всего интересного. Помню, с Чеснакасом ездили на турнир в Испанию – участвовали 44 команды со всего мира. Мы заняли третье место и по пути обыграли бразильцев в 1/8 финала в серии пенальти. Соперничали с командами «Эспаньола», «Валенсии», китайцами, японцами… Наверное, эмоции, полученные тогда, – одни из лучших в жизни. Помимо этого, ездили на сборы в Нидерланды, Чехию, Англию, Турцию. Когда были в Лондоне, сыграли с дублем «Челси», тренировались на их базе. Поле у них, конечно, невероятного уровня. Еще, кстати, ходили на матч основной команды. Атмосфера была шикарная, а когда запели фанаты «Челси», мурашки по коже побежали.
Твой первый сезон – 2012/13, когда Челябинск занял в зоне Урал-Приволжье четвертое место. Как прошла адаптация к профессиональному футболу?
- Когда я вернулся, не сразу начал играть за «Челябинск» – сначала просто тренировался с командой, потому как какое-то время еще принадлежал Академии Коноплёва. А когда меня уже официально подписали, адаптировался нормально. Да, сначала было тяжело, качество футбола на том уровне, на котором выступал «Челябинск», было другим, но ничего, привык.
Сильно отличался уровень футбола тогда от нынешнего?
- Да, намного. И «пихали» тогда тоже прилично. Сейчас где-то прикрикнешь на молодых игроков – они быстро раскисают. А нас в свое время это закаляло, конечно.
За основной «Челябинск» ты сыграл в 12 сезонах. Выдели самый успешный для себя?
- Наверное, назову тот, в котором «Челябинск» впервые занял второе место (сезон 2017/18 – тогда челябинцы уступили первую строчку «Мордовии»). И играли здорово, и везение было. А так, и сезон 2016/17 можно отметить – мы заняли третье место. На этой строчке «Челябинск» не финишировал десять лет.
Обычно игроки не задерживаются в одном клубе так долго. Как думаешь, почему получилось у тебя?
- Не знаю, не назову конкретной причины. И дома хорошо, и не было, по сути, каких-то конкретных предложений из других клубов, над которыми стоило задуматься. Был момент, когда Михаил Владимирович Белов, тренировавший тогда «Носту», хотел со мной поработать, но я тогда институт заканчивал, и переезжать в Новотроицк было неудобно. И так было тяжело с учебой совмещать.
Что заканчивал?
- Педагогический. Нацеливался на то, что закончить его нужно в любом случае. И достиг этой цели.
Несколько раз «Челябинск» был очень близок к тому, чтобы заработать повышение в классе – не хватало совсем немного. Чего именно?
- Ну, сложно выделить какую-то одну причину. Понятно, что сейчас подбор игроков лучше, но и до этого могли подниматься на уровень выше. Где-то это был просто фактор случая.
В твоей биографии есть и кубковый поход с «Челябинском» до 1/16 финала в сезоне 2016/17 – тогда сыграли дома с «Уралом». Поделись эмоциями.
- Классно, что это был домашний матч. Я тогда вообще в первый раз увидел столько людей на трибунах «Центрального». Конечно, сейчас больше людей ходят на домашние игры «Челябинска», но и около пяти тысяч людей, пришедших тогда, – это очень круто. Интересный опыт, хоть и уступили со счетом 0:3.
А волнение было?
- Нет, был, скорее, спортивный интерес. Расстроились только, что попали именно на «Урал», потому что с екатеринбуржцами уже играли товарищеские матчи, причем довольно регулярно. Хотелось увидеть одного из грандов РПЛ – «Спартак», «Зенит» или ЦСКА, например, раз уже добрались до той стадии, где клубы элиты вступают в бой.
Перед стартом минувшего сезона в LEON-Второй лиге Б ты перешел в «Динамо-Владивосток». Тяжело далось решение об уходе из команды, в которой ты провел 12 лет?
- Здесь, в Челябинске, уже создавалась новая команда, ставили другие задачи. Параллельно пришло предложение из «Динамо» – Михаил Валерьевич Сальников позвонил и предложил поработать под его руководством. Долго не думал – быстро принял решение. Хотелось попробовать что-то новое, поиграть в другом городе. Была и дополнительная мотивация: перед «Динамо» ставили задачу выхода в «Серебро» Лиги А, интересно было помочь её решить.
Фигура главного тренера сыграла свою роль в переходе?
Это сильно повлияло, да. У нас с Михаилом Вальерьевичем хорошие отношения сложились.
Тяжело было привыкать к совсем другому часовому поясу?
- Сначала было очень трудно, непривычно. В первые дни, когда прилетел, спал как убитый. Партнеры по команде советовали где-то стараться не ложиться, даже если очень хочется, но я не мог, у меня днем глаза сами собой закрывались. И в результате ночами иногда не мог заснуть. В обратную сторону тоже тяжело потом было. Помню, летали в Москву из Владивостока, и в столице, например, шесть вечера, а во Владивостоке в это время час ночи. И клонит в сон, когда находишься в Москве. Но со временем ко всему человек привыкает.
И с перелетами пришлось привыкать, наверное? Летать-то очень много тебе пришлось.
- Да, и с этим тоже. Когда ехал во Владивосток, думал: как я справлюсь с перелетами по восемь, девять часов? Мне даже в условную Турцию лететь четыре часа не очень легко. Но потом адаптировался: посплю, фильмы посмотрю, книжку почитаю, с партнерами пообщаюсь.
Клубу удалось занять первое место в свое группе и выйти в «Серебро» Лиги Б. Как оценишь этот период в своей карьере?
- Главное, что клуб сумел выполнить ту задачу, которая перед ним ставилась. Положительно оцениваю, конечно. Приобрел интересный опыт. Но вернулся, у меня всё-таки семья здесь.
Ты провел много матчей под руководством Сальникова. Расскажи про его стиль работы.
- В «Челябинске» он ставил вертикальный футбол, силовой. Когда играл в то время под его руководством, конечно, приходилось много заниматься беговой работой, на физике тоже был акцент. Это необходимо, когда хочешь давить все 90 минут. Как результат, соперникам очень тяжело было. А во Владивостоке он уже начал выстраивать более комбинационную игру – чуть изменил стиль.
Как думаешь, почему ему не удалось закрепиться в «Велесе» на уровне Первой лиги?
- Может, не успел заложить фундамент на предсезонке – мы знаем, что у нас в России она довольно короткая. Где-то чуть не нашел подходам к игрокам. С другой стороны, в «Челябинске» у него же тоже не сразу получилось – он всё выстраивал постепенно. Не исключено, что просто времени не хватило.
В этом году ты вернулся в Челябинск и теперь выступаешь за «двойку». Кто предложил вернуться?
- Мне позвонил Виталий Витальевич (Коркин) – мы с ним дружим, общаемся семьями. Но и когда я уезжал во Владивосток, уже был разговор с руководством, что когда «Челябинск-2» создадут, меня пригласят туда в роли «старичка». И вот, как только была сформирована вторая команда, мне позвонили. А я только рад помочь Витальевичу, руководству и клубу в целом – он мне очень многое дал.
«Челябинск-2» создали в январе – клуб проводит свой первый сезон на профессиональном уровне. Это большой шаг для развития футбола в регионе?
- Конечно. Это очень хорошо для молодых ребят. Всегда было так, что в главную команду им попасть тяжело. В том числе и тогда, когда я начинал играть – там на весь взрослый коллектив приходились только четыре-пять молодых игроков. Вообще, проблема в том, что ты футболом всю жизнь занимаешься, наступает время выпуска из школы – и куда идти? Кто-то на работу отправляется, кто-то – учиться. А сейчас есть и «Челябинск-2», и в ЮФЛ и КФК можно играть. Вся вертикаль выстроена. Так что еще раз повторюсь: да, думаю, это серьезный шаг для развития футбола.
Для тебя Коркин – третий партнер в карьере по количеству проведенных вместе минут на поле, для него ты – вообще первый. Тяжело ли было переходить на формат коммуникации игрок-тренер, учитывая, что между вами, как ты говорил, сложились дружеские отношения?
- Мы сразу этот момент обговорили. Друг друга уважаем, и на работе у нас отношения исключительно тренера и игрока. Где-то за пределами стадиона можем поговорить, как обычно, но в работе у нас полная субординация.
Можно ли сказать, что ты являешься проводником идей тренерского штаба, как самый возрастной игрок в команде?
- Конечно, так и есть. Помогаю и на тренировках, и в играх что-то донести парням. Бывает, индивидуально с кем-то могу поговорить, что-то подсказать. Игроков у нас в команде много, иногда кто-то может не совсем правильно понять информацию, которую доносит тренерский штаб. Если это вижу, то подхожу, объясняю, что от нас требуют.
В команде у тебя с парнями больше выстраиваются дружеские отношения или больше наставнические, учитывая твой опыт?
- Думаю, что дружеские. Сначала, может, где-то и по-другому ко мне относились, но со временем выстроилась дружба. Да и вообще, много же команд, где есть несколько взрослых ребят, которые помогают адаптироваться молодым – и на игровом поле, и в быту. Так же и у нас.
На твой взгляд, как проходит адаптация парней к этому уровню?
- Мы разговаривали с Виталием Витальевичем как-то и отметили, что довольно быстро прошла адаптация. Все думали, что времени потребуется чуть больше. Парни – молодцы, они очень сильно прибавили и выросли и уже по-другому чувствуют себя на поле. Нет мандража, все могут брать на себя ответственность, правильно открываться… Самое главное, не останавливаться. Впереди еще очень много работы.
В чем, на твой взгляд, им первоочередно стоит сейчас прибавить?
- Технического оснащения нам пока, конечно, еще недостает. Но тренерский штаб в работе как раз делает акцент на работе с мячом, и парни всё равно сильно прибавляют в этом аспекте с каждым днём.
А как оценишь уровень соперников в четвертой группе Лиги Б, где выступает «Челябинск-2»?
- Неплохой уровень. Бросается в глаза, что стали конкурентоспособны все вторые команды клубов. Раньше, когда играл за основу «Челябинска», «двойкам» забивали по 5-6 голов, а сейчас такого нет. Помимо этого, в командах четвертой группы хватает игроков, которые и в Первой лиге выступали, и в РПЛ. Понятно, что большинство из них здесь потихоньку заканчивают карьеру, но всё равно. Здорово, что у наших молодых ребят есть возможность соперничать с ними. Благодаря этому они будут расти, набивать свои шишки, приобретать ценный опыт. На «Челябинск-2», кстати, уже стали настраиваться по-другому – не так, как в самом начале сезона.
В прошлом сезоне ты играл в третьей группе. Где в среднем выше уровень сопротивления – там или у нас в четвертой?
- Сложный вопрос. Наверное, всё-таки в нашей. Хотя больших отличий не вижу. И там, в третьей группе, четыре-пять команд выделялись, и здесь примерно то же самое.
Лично для тебя – какой из матчей за «Челябинск-2» стал самым запоминающимся по эмоциям, ощущениям?
Так сразу, пожалуй, не скажу. Не приходит в голову какой-то выделяющийся матч.
А если возьмем только победные?
- Назову игру с «Соколом» – всё-таки победа в Казани стала первой в истории клуба.
Какие пожелания у тебя будут для наших ребят на оставшиеся матчи?
- Еще раз повторюсь: чтобы парни не останавливались и росли с каждой тренировкой, с каждой игрой. И чтобы в оставшихся играх мы не потерпели ни одного поражения и везде набирали очки. Перед матчем с «Волной» я сказал ребятам: «Самое плохое – это проехать 20 часов на автобусе и уехать ни с чем». Еще, наверное, хотел бы, чтобы забивали чаще – у нас пока не было в какой-то одной встрече больше двух голов. Тем более, что количество подходов и моментов растут с каждой игрой.
Какие у тебя дальнейшие карьерные планы?
- Такой вопрос, конечно (смеется). В конце сезона буду думать. Наверное, можно будет и закончить, но пока не знаю. Размышляю над этим.
Следующий вопрос должен был быть про то, сколько лет еще планируешь играть. Своим ответом ты меня удивил.
- Изначально у меня вообще было желание до 35 лет играть. Но судишь же по своим физическим кондициям, ощущениям. Пока в этом плане всё нормально, но, с другой стороны, понимаю, что, может, стоит освободить место для кого-то из молодых. В общем, решать будем в конце сезона – с тренерским штабом и руководством. Я как-то сказал: «Если нужен – останусь и еще поиграю». А если моя миссия по помощи в адаптации молодым парням этим сезоном ограничится, то буду двигаться уже в сторону тренерской карьеры.
То есть уже отчетливо видишь себя в ближайшем будущем в роли тренера?
- Да. Спасибо руководству, которое отправило меня на тренерские курсы по получению категории С. Скоро поеду на первое очное занятие – уже в сентябре учеба начинается.
Хотелось бы в будущем возглавить «Челябинск»? Есть такая мечта?
- Конечно, я думаю, что каждому хотелось бы возглавить свой родной клуб. Но только так, чтобы никого не подсиживать. И идти шаг за шагом, спокойно развиваться. А так, если в будущем шанс возглавить «Челябинск» появится, и место будет свободно, то я бы, безусловно, был очень этому рад.



















